?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Упрощение = деградация
tanyanetee


Давно собиралась написать пост об упрощенчестве, но всё откладывала по каким-то причинам. Но посмотрев "Смысл Игры-109/1", где поднималась эта тема, решила поделиться своими мыслями.
В передаче Сергей Кургинян говорит об упрощении сознания, упрощении дискурса, недопустимую поверхностность в обсуждении серьезных тем.
Я же хотела написать об упрощении бытия, которое меняет сознание.
Началось это (упрощение как процесс) давно. При позднем СССР это точно уже было. Заметила я это при чтении русских классиков. Меня поражало, насколько сложно изъяснялись люди, их речь изобиловала метафорами, цитатами, поговорками и крылатыми фразами (в зависимости от образования и социального положения). Нет, не все герои произведений обладали ораторским искусством, но многие герои Достоевского, Чехова, Гоголя, Гончарова и др. говорили сочно, образно и слов то употребляли гораздо больше. Посмотрев отрывок из экранизации пьесы Островского "Поздняя любовь" - разговор стряпчего (вот еще «странное» слово - по нашему юрист, адвокат) Маргаритова с купцом Дородновым моя племянница сказала, "нет, так люди не могут разговаривать - слишком сложно".
Она сравнивала с сегодняшним временем - деградировавшим языком и манерой общения. Речь стала сухой, информативной. Сейчас уже интернет-боты на своём формальном языке могут с успехом имитировать общение на уровне среднестатистического гражданина.  Молодежь не читает книг, плохо знает литературный русский. Посадив ребенка за прозу Пушкина и Тургенева столкнулась с тем, что значение множества русских слов приходится объяснять, так как они не употребляются в современном разговоре и совершенно непонятны сегодняшнему школьнику.

А ведь язык формирует мышление, от того каким языком мы формулируем мысль внутри себя, насколько он богат и метафоричен, зависит способность человека понимать мир. И это познание смыслов бытия и жизненных процессов происходит не через логические построения разума, а через образы. И парадоксальное устройство русского языка, несущего в себе древние «коды», отражающего цивилизационные архетипы народа, даже в таком урезанном и примитивном виде удерживает хоть и низкий, но еще не катастрофический уровень российского общественного бытия. Филолог Т.Миронова считает, что язык отражает состояние общества, он хранитель «духа народа» и что самое опасное: «через язык возможно ослабление народов, когда человеку навязываются представления и обычаи, образ мысли и видение мира, отличающиеся от тех, что заданы его родным языком». Поэтому раньше вопросам языкознания придавали большое значение и понимали важность этой темы.

В СССР на страницах газеты «Правда» шли горячие споры между лингвистами о необходимости изменения языка в связи с появлением марксистской идеологии, бесклассового общества и перспективой всемирной пролетарской революции. Один из видных ученых написал открытое письмо Сталину с просьбой вмешаться в спор. И так появилась работа «Марксизм и вопросы языкознания», в которой грузин Сталин, много читавший и хорошо знавший русскую литературу, посещавший литературный кружок во время учебы в семинарии, вступился за русский язык. Он выступил против попыток построить «особое марксистское языкознание», призвав к деполитизации науки о языке.
И если позднесоветские книги выпускались еще на хорошем русском языке (прекрасно владели языком и «национальные» писатели такие как Ч.Айтматов, Ф.Искандер и др.) то после распада СССР произошло резкое снижение уровня качества выпускаемой литературы. Появилось в большом количестве «чтиво» - книги для развлечения – фэнтези, детективы, «женские» романы, написанные примитивным языком. Книги «о чём то», но не говорящих ни-че-го…

О чем твои стихи? - Не знаю, брат.
Ты их прочти, коли придет охота.
Стихи живые сами говорят,
И не о чем-то говорят, а что-то.
                                      С.Маршак

С изменением языка, мышления, упростилась и пространственная среда вокруг нас. Специалисты это отмечают, но пока эта взаимосвязь серьезно не исследовалась. За это не взялись даже пресловутые «британские ученые», но, возможно, это проблема только России…

Сюжет популярного позднесоветского фильма "С легким паром" завязан на том, что человек из московской новостройки попал в ленинградскую квартиру в новом районе и не сразу понял подмены, настолько похожи были квартиры и мебель в них.
Архитектура стала той областью, где наряду с лингвистикой произошла наиболее сильная деградация. Тут можно точно назвать дату поворота на упрощение - 4 ноября 1955 года, когда Хрущевым было выпущено постановление
«Об устранении излишеств в проектировании и строительстве". Этим указом была завершена эпоха "сталинского классицизма" в архитектуре в угоду количеству и функциональности. А потом и вовсе пошли новые микрорайоны и целые города с типовыми домами-коробками, в которых глаз положить не на что.

Поменялся не только облик городов, но и облик горожан.
Упростилась одежда. Я не говорю об уборах богатых женщин и мужчин (портреты В.Серова, И.Репина, Б.Кустодиева), но и народный костюм был сложен и разнообразен. Наряду с костюмом, изменился весь облик человека - исчезли шляпки, перчатки (носимые не только в холодную погоду), сложные прически, искусные украшения  (их много было и в народном костюме). Майки и джинсы вытеснили платья и костюмы со сложным кроем. Появилась повсеместная небрежность в одежде. Не сказать что платьев и костюмов совсем нет, они есть, но и они также сильно упростились. У людей стало значительно больше вещей (по сравнению, например, с 50-ми), но она стала безликой, неинтересной в своей массе. И если с одеждой вопрос спорный, может и хорошо, что одеваться стали более удобно и просто (пугает только небрежность и «оголенность»), то с музыкой произошла просто катастрофа.


Музыка стала орудием культурной войны против россиян. Современный шоу-бизнес, полностью коммерциализированный, навязывает нам чуждые нам манеры поведения и образы через музыкальные клипы. Примитивные композиции (песнями их уже не называют) в стиле «два притопа, три прихлопа» выливаются на наши головы шквалом. И это слушают молодые россияне, часто проводящие в наушниках большую часть своего времени.

Что с этим делать? Читать, учиться, учить своих детей. Создавать свою альтернативную культуру. Бороться с негативными тенденциями в «официальной» культурной политике, навязывать власти свой путь в области культуры. Есть множество специалистов, поднимающих эти темы. Объединившись с ними, можно вывести эту непростую тему в область широко обсуждаемых. Тогда и появятся варианты решения проблемы упрощения и деградации российской жизни.






  • 1
сто лет назад уже Кургинян предложил рассмотреть "лестницу смыслов", на примере этих ступенек показав, как неизбежно, шаг за шагом утерявши метафизику, чел деградирует к потере компетенций и самого себя, как человека - Божьей искры, "по образу и подобию слепленной".
удивительно то, что ОБРАТНО по этой лестнице восходить нельзя, невозможно, непосильно: сил НЕТ. даже дабы обрести компетентность, надобно вывернуться наизнанку. а ЗАЧЕМ?! ОТКУДА взять СТОЛЬКО сил? это же НЕ-ВОЗ-МОЖ-НО!!!!!
и сто раз рассматривали мы Лаевского. как стал он, будто голенький. то был себе, был, обретаясь в мире грёз и фантазий о себе, любимом, то ВДРУГ, на единый только РАЗ - лишился. шарика своих фантазий. всё отлетело. вся шелуха. и осталось только чувство долга - "долги отдать". трагедией представляется читателю Чехова дальнейшая судьба Лаевского - сломан человек. НЕТ ему выхода. всё, конец. КУДА ему идти? ужели ж Чехов позвал его вести свой путь на собственную Голгофу, повторяя крестный путь Христа-Господа?! это, что НЕ позвали, и составляет самую страшную суть вселенского ужаса, обуявшего непременно каждого читателя сего романа.
один. ма-а-а-ахонькой такой. с ОГРО-О-О-Омным таким хвостищем грехов и мерзостей своих, которые и откинуть-то никак не можно, ибо невозможно избавить себя ни от возможности и необходимости потеть, есть и испражняться. плюсом к остальным атрибутам зверя, животного.
а Кургинян - ПОЗВАЛ. прилепиться. ко скале Духа и великого Дела. лопнуть надувной шарик собственных фантазий и - прилепиться, пристать. с тем, чтобы оклемавшись мальца - восходить. поперву волокая за собою неотбрасываемый хвостище звериного наследия своего, а затем - сумевать управляться им, осёдлывая и взнуздывая Зверя в себе.
он позвал возжечь огонёк, поместив его в центр мiроздания.
сунуть спичку и не обечься до обугления пальчиков, тискающих спичку к Огню, подобному воссиянию непомерно яркой и могучей звезды - чудо. оно требует сосредоточения и собранности. мобилизации. вытянуть горящую спичку и донести Огнь до собственного сердца так, чтобы не потухло, чтобы не задул случайный ветерок или слишком быстрое перемещение огонька - требует предельного внимания...
радикальное повышение ставок - единственный шанс. на Победу. совместимость такого пути с жизнью? достижимость этой самой, которая "одна на всех", ради которой "за ценой не постоим"? без Огня она представляется ровно нулевой, ровно НИКАК не совместимой. а с ним... с ним - уже и НЕ важно. с ним можно кричать в лицо фашистам, стоя босой и замёрзшей на постаменте виселицы с петлёй на шее в подмосковном селе зимою 41го: "всех не перевешаете, гады! смерть фашистским оккупантам!" и добавлять своим: "товарищи! ничего не бойтесь! наше дело - правое, Победа будет за нами!"
с ним - можно на таран, на пулемёт, на врага с сапёрной лопаткой, имея одну мысль, одно стремление - только бы добраться до вражьего горлА, только бы перерубить ненавистную шеёнку!!!
с ним - уже проще. не вниз опускаться, а - рОстить, выращивать из малого огонёчка метафизики древо мiропроекта, и - далее, по списку, до компетенций управляться с топором плотника и клавой програмца, монтажёра или журналиста.

классный комент, тянет на полноценный пост. Восходить сложно, тяжело, заставляя себя и кардинально перестраивая свою жизнь (приоритеты, досуг, окружение и пр.). Зачем? Лаевский мог так жить до конца жизни, большинство так и живут. И попробуй объясни им, что так Человек жить не должен. Сразу будет ответ: "А почему не должен? Как хочу, так и живу". Поменяться могут ради большой Мечты/Идеи, загореться. И ради этого отказаться от обывательщины.

Edited at 2016-08-16 05:22 am (UTC)

Ммм .. у меня скромный коммент после вашей дискусии)))
С Днем Рождения, Таня! Мы мало знакомы и я не знаю ничего о тебе о чем мечтаешь , к чему стремишься. Пусть твой путь принесет тебе только хорошее. Счастья тебе , удачи во всем.

Большое спасибо за поздравление! Очень приятно.

Замечательный пост. Русский язык всегда был метафоричен, что всегда же затрудняло перевод русской литературы на другие языки. Причём очень подозреваю, что иностранцы, изучающие нашу классику в пререводах, её на самом деле не понимают и их Достоевский и Чехов совсем не те, каких мы любим и знаем. Но я не о классиках хотела сказать, а о народной речи. Меня, всех моих братьев и сестру, их детей и, сколько успела, детей их детей вырастила моя тётушка, имевшая за плечами 2 класса церковно-приходской школы в деревне. Но насколько образен и богат был её язык. Мы до сих пор вспоминаем (и употребляем её словечки и обороты).
Увы, что имеем - не храним, потерявши - плачем. Это я о современном состоянии русского языка. Как он засорён иностранщиной, профессиональными арго, англоязычной терминологией, в том числе и через учебники, в том числе и для высшей школы - даже тогда, когда существуют вполне научные русские термины.

Увлеклась. С Днем Рождения Вас, Танечка! (Вы ведь не обидитесь, что я Вас так называю?)
Желаю всего самого хорошего Вам и Вашим близким. Удач, успехов, побед в решении задач, которые ставит перед нами жизнь.


Спасибо большое за поздравление!

С днём рождения.

Можно подумать, оно случайно произошло, ага, само, как у ТП. Неча на запад лаять, умалчивая о геноциде 20-х у себя. Всё.



и - с днем рождения тебя!

  • 1