Previous Entry Share Next Entry
Товарищ Камаз
tanyanetee


40 лет назад с главного конвейера сошел первый автомобиль Камаз. Вот что писала пресса в те дни:  «Первый грузовик восстал из разъятых котлованов земли, из грохота экскаваторов, шелеста осыпаемого бетона, гула вибраторов. Он возник из вспышек сварочных огней, мороза, бессонных ночей, весенней слякоти, пыльных бурь, авралов, штурмов, стычки мнений, лязга гусениц, рытвин и колдобин. Шлепали по грязи резиновые сапоги, руки мерзли от прикосновения к застывшему металлу, лица дубели на степных ветрах...».
Советская молодежь, повторяя трудовой подвиг Павки Корчагина, закаляла свою «сталь» в татарстанских степях, выковывала свой характер. Это был советский характер – решительный, боевой, мужественный. С таким характером наши деды отстроили страну в первые пятилетки, шли в атаки не жалея себя, стиснув зубы тащили пушки через снег и грязь. И всегда побеждали. Это были люди совсем другого качества. Как писал поэт: «Гвозди бы делать из этих людей:  Крепче бы не было в мире гвоздей.» Этих людей создавала идея, укреплял коллектив, закаляли условия жизни.

На строительство автогиганта были брошены лучшие кадры Советского Союза, уже побывавшие на многих стройках – эти специалисты  строили город и автозавод  в Тольятти, электростанцию в Братске, Усть-Илимскую ГЭС на Ангаре. Приезжали на КамАЗ по комсомольским путевкам молодые энтузиасты со всех уголков некогда огромной страны, которых не пугали тяжелая работа и неустроенный быт. Отправлялись целые строительные управления из Москвы, Ленинграда, Днепропетровска и других городов.

Перед ними была поставлена сложнейшая задача – в беспрецедентно короткие сроки построить одновременно завод и город. Люди работали на пределе возможностей. Но они знали, что их труд  очень нужен стране, и что страна помогает  и заботится о них. «Всё смогу, я всё на свете смогу, если ты со мною, страна!» пел Магомаев в те годы. И верилось, что нет ничего невозможного. Это непередаваемое чувство коллективности и ощущение причастности к чему-то великому придавало силы.  Работали не для себя, а для своей Родины.

Строительство  Камского автомобильного Батыра было одним из последних грандиозных проектов Советского Союза. Такие стройки создавали не только плотины и заводы – они создавали целые поколения советских граждан, вырванных из среды обывательского покоя.
Мой друг, готов ли твой рюкзак? Гудок раздался над вокзалом.
Другие начинали так, теперь и нам пора настала.
Нас провожает вся страна, звучат прощальные слова.
Пора, мой друг. Нам дома мало…

Это поколение романтиков, готовых ехать за мечтой на край света.  Они видели смысл жизни в том, чтобы своими руками создавать историю своей страны, быть на переднем крае в гуще событий.
Труд имел четкий смысл, люди видели результаты своей деятельности – на их глазах росли корпуса будущего завода, дома, они переселялись из общежитий и вагончиков в благоустроенные квартиры, перевозили семьи. Пустые корпуса наполнялись оборудованием. Вот состоялось первое литьё, вот выпущен первый двигатель. И наконец – долгожданный автомобиль. Этого события ждала вся страна. Радовались не только в Челнах – это была очередная всеобщая победа.

И мы – дети победителей. Помним ли мы об этом?

А что случилось с самими победителями? Они были сильны, пока была жива страна, пока существовал единый советский народ.  После развала СССР их начали убеждать, что они «совки», а не победители. И не нужно никакой идеологии, никакой мечты для всех  -  правильно думать лишь о себе и о своем кармане. И люди стали приспосабливаться к новым условиям, к новым правилам жизни.

Прошли годы… Нет уже той страны, почти не осталось на предприятии первостроителей Камаза – многие давно уже на пенсии. Им не стыдно за свою жизнь, они оставили нам город и завод. Нынешней России, растерявшей свои территории, индустрию, население после 90-х, не нужен автогигант. Он не вписывается в глобальный рынок, куда вошла Россия, подписав ВТО.

Камаз сегодня – это огромный лайнер, построенный для необъятных океанских широт, но загнанный в скалистую бухту с мелями и рифами. И вот он долгие годы лавирует, пытается удержаться и выжить, не налетев на скалы и на подводные камни. Капитан ищет выход, на ходу пытается его перестроить – сделать меньше,  избавившись от излишних размеров и сократив команду. Была объявлена модернизация, в результате которой должно получиться компактное современное судно. Но это будет уже не тот завод, о котором мечтали первостроители, а нечто небольшое, но более подходящее для изменившихся условий. И как говорят в народе: «снявши голову по волосам не плачут» - с развалом СССР произошла геополитическая катастрофа, а после такого удара каждый выживает так, как может.

Рынок грузовых автомобилей обрушился, в России появились конкуренты – сборочные цеха тяжелых грузовиков известных марок Scania, Volvo, MAN. Но Камаз пока держится – в каждый год он вступает как в новый бой.  Да и страна его поддерживает, то заказы подкинет, то кредит выделит.

И хотя руководство Камаза бодро рапортует об успехах и планах, статистика показывает нам обратное – цифры вещь упрямая. Если в 2014 году завод продал почти 39 тысяч грузовиков, то в 2016 году надеются выйти на уровень 2010 года - продать  32 тысячи. Завод переживал и более трудные времена, когда в 1998 году удалось продать всего 3,3 тысячи автомобилей.

Мы надеемся, что в историю Камаза еще будут вписаны яркие страницы. Мы радуемся каждой трудовой победе коллектива автозавода. Пока работает завод, в городе стабильность и благополучие. Ведь на Камазе, по прежнему, работает значительная часть челнинцев, и достаток в  их семьях напрямую зависит от состояния дел на предприятии.

И в такие знаменательные для автозавода дни, как выпуск первого Камаза, мы вспоминаем прекрасную историю его создания. Тогда Огонь коммунизма еще горел на таких вот стройках. За ним, часто того не сознавая, ехала активная часть молодежи, которой бурлящая энергия не давала покоя и которой  было «больше всех надо». И нам в такие дни кажется, что искорки этого Огня горят и в нас, мы получили его в наследство от первопроходцев, который строили «лучезарный белый город» и Камский автомобильный Батыр.





  • 1
тогда КАМАЗ была не просто передовой машиной. это была ФАНТАСТИКА!
кстати, и СЕЙЧАС полноприводники на Париж-Даккар зажигают.
а конкуренция...
пропаганда конкурентов - вот голимая шняга. впрочем, немного есть и поработать над чем. и бабла надо. на новые движки и детали. но КАМАЗ... это не просто легенда. КАМАЗ - живчик! и имеет ШАНС.

Завод КАМАЗ был построен при активной помощи американских и западноевропейских фирм (станки, автоматизированные линии). Это была плата за отказ Брежневской команды от коммунистического проекта, за добровольную уступку первенства в космосе (за молчание о фальсификации высадки американцев на Луну). Также платой за предательство коммунизма было: поставки большого количества американского зерна в СССР и другие страны, снятие эмбарго на экспорт нефти из СССР в западную Европу за доллары - и это спасло экономику кап. стран от сильного экономического кризиса.

"Завод КАМАЗ был построен при активной помощи американских и западноевропейских фирм (станки, автоматизированные линии)". Ну и что из того? Сталин в 30-е покупал целые заводы в США (там как раз была великая депрессия), американские инженеры строили ДнепроГЭС и др. объекты. То, что СССР активно торговали с кап.странами в 80-е ни о чем не говорит. Если бы советская элита не захотела бы "сдать" СССР, экономическими мерами его не смогли бы уронить.

Поддерживаю! В книге "Красная весна" об этом рассказано подробно.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account