Previous Entry Share Next Entry
Ваххабиты - суннитская секта
tanyanetee


Исламский фактор часто выходит на первое место в освещении мировых новостей. И немудрено, ведь террористическая организация,  развязавшая войну на Ближнем Востоке, называет себя Исламским Государством. Но известные мусульманские богословы, такие как Фарит Салман, считают, что террористическая организация ИГ (ДАИШ), запрещенная в России,  лишь называется «исламской», по своей сути это секта, мало имеющая отношение  к одной из основных  мировых конфессий.  «Не следует отождествлять террористов с исламом. Бесконтрольное, необдуманное использование термина «ислам» в состоянии вбить клин между отдельными слоями общества. Это недопустимо в нашем многоконфессиональном обществе», - считает Ф.Салман.

Когда Россия начала воздушную военную операцию в Сирии против ИГ, начали появляться высказывания, что атака против исламистов приведет к расколу среди российской мусульманской уммы (общины верующих). А мусульман на территории России 2,5 миллиона. И поскольку в составе ИГ в основном сунниты, а мусульмане на территории РФ также относятся к этому течению Ислама, то российские мусульмане могут рассматривать эту войну как агрессию против суннитского мира. Но почему же сунниты России не считают игиловцев «братьями», а глава чеченской республики Рамзан Кадыров, суннит-суфий назвал их «шайтанами», что является главным оскорблением из уст чеченца? Те эксперты, которые пытаются выставить борьбу с ИГ как борьбу с суннитским миром, почему то замалчивают, что жертвами боевиков из этой террористической организации на 90% являются такие же сунниты, а уж потом христиане, шииты и др.

Российские мусульмане - суфии
Дело в том, что ислам очень неоднороден, он имеет множество ответвлений, течений и сект. Там нет жесткой вертикали, как например, в Русской Православной Церкви или в Ватикане. Есть множество Школ (мазхабов), созданных великими Учителями богословами, например Абу-Ханифой, Маликом ибн Анасом, Мухаммадом ибн Идрис аш-Шафии и др. В мазхабах также идет разделения на различные течения и ордена.

Так, например, в Татарстане суннитский ислам ханафитского мазхаба  (Школа Абу Ханифы)– это такое же течение, как в Афганистане, Турции, Сирии, Египте, Центральной и Средней Азии (в том числе в республиках бывшего СССР). Также мусульмане Татарстана исповедуют суфизм, аскетико-мистическое течение ислама, который проник в Волжскую Булгарию в Х веке и существовал там наряду с другими формами ислама и языческой религией Тенгре. С XV века суфизм утвердился окончательно и стал традиционной религией в Поволжье.

Игиловцы считают суфиев сектой, отступниками от «истинного» ислама, язычниками из-за почитания теми своих шейхов, обращения в молитве к умершим праведникам, почитания могил шейхов. Ваххабиты и салафиты с легкостью выносят такфир (обвинение в неверии) суфиям и другим мусульманам, по их мнению - это дает им право убивать, грабить и устанавливать господство над ними.

Чтобы понять идеологию ИГ, надо разобраться с таким течением как ваххабизм, так как именно к нему наиболее близка идеология Исламского Государства. Как считает Саид Шагавиев, декан Исламского Университета Казани: «основным рычагом экстремистской стратегии явилась идеология, послужившая суррогатом Ислама, на которой она паразитировала и от имени которой выступала. Одним из ключевых элементов используемых, как рабочий инструментарий достижения этой цели является ваххабизм, который представляет собой политико-религиозное учение, формирующее суррогат Ислама путем искусственного присвоения внешних форм и атрибутов мусульманской религии».

Именно поэтому, никому неизвестное мелкое племя, коих во множестве было в нищей аравийской пустыне, под предводительством вождя ибн Сауда,  взяло идеологию Абд  аль-Ваххаба для установления правления над другими племенами, оправдывая свои преступления стремлением к праведности и чистоте Ислама. По мнению ваххабитов, отступники от веры заслуживали смерти – к ним относились шииты, суфии, алавиты и многие другие течения, представителей которых салафиты вообще не считают мусульманами.

 Но именно суфии наибольшее  значение уделяют духовному развитию человека, его самосовершенствованию, глубокому пониманию Ислама и искреннему соблюдению Шариата. Суфии из ордена накшбандийа практиковали на территории Татарстана многие столетия – это люди, представлявшие из себя естественную «сердцевину»  ислама Поволжья.

  • 1
Крайне интересно и познавательно! Что же тогда позволяет сегодня ваххабизму вытеснять суфизм, занимая его место? Безграмотность, лоббирование из-за рубежа или финансирование?

Что же тогда позволяет сегодня ваххабизму вытеснять с

Несколько факторов распространения ваххабизма на исконных суфийских территориях: массовое убийство суфийских богословов (так в одном только Дагестане убиты несколько десятков человек, в т.ч. Саид-эфенди Чиркейский, в Татарстане Валлиула Якупов и т.д.), активная миссионерская деятельность ваххабитов, некий драйв и боевитость (активная позиция противлению пороку и моральному разложению) что очень нравится молодежи, активная информационно-психологическая обработка - целые арабские телеканалы выпускают очень качественный контент, ставший модным среди молодежи.
Радикальная исламизация отразилась на жизни рядовых татарских мусульман. Традиционный ислам вытеснился на периферию религиозной жизни и стал религией пожилых людей. Все отчетливее были черты религиозного конфликта отцов и детей . Традиционный для российских мусульман образ жизни разрушался на глазах. Одежда, брачное поведение, и ментальность у многих молодых мусульман Татарстана сейчас копируют арабский вариант. Для молодых ваххабитов РТ все происходящее на Ближнем Востоке сейчас важнее, чем события самой России. К тому времени, уже развились телекоммуникации, социальные сети, спутниковое телевидение. В любом более или менее зажиточном татарском селе можно увидеть спутниковые антенны, постоянно настроенные на «Аль -Джазиру» или «Арабию».

Re: Что же тогда позволяет сегодня ваххабизму вытеснять

Известна ли примерная численность последователей ваххабизма в РТ? Хотя бы порядок - это сотни, тысячи или десятки тысяч?

Re: Что же тогда позволяет сегодня ваххабизму вытеснять

По оценкам экспертов, исламских фундаменталистов и «сочувствующих» среди мусульман в Татарстане - порядка 3 тысяч человек (всего активно верующих в Татарстане 90 тысяч мусульман из 2-миллионного татарского населения республики). Из 3 тысяч порядка 120-150 человек имеют ярко выраженные джихадистские наклонности, часть из этой массы в настоящее время воюет в рядах ИГИЛ на Ближнем Востоке. И они постепенно возвращаются домой. http://kazan.mk.ru/articles/2015/01/16/rais-suleymanov-siriya-stala-novym-trenirovochnym-lagerem-vakhkhabitov-iz-tatarstana.html

Re: Что же тогда позволяет сегодня ваххабизму вытеснять

зашибись.

Re: Что же тогда позволяет сегодня ваххабизму вытеснять

Спасибо за информацию. 3000 - серьезное число. Нужно с этим что-то делать

Очень полезная информация, спасибо.

перечитал заново.
отложилось понятие такфир.
немножко понятно про суфиев.
но сводной картины нет. шииты-алавиты!...
нужна. нужна сводная табличка - шпора. чтобы доходчиво. кратко. достаточно всеобьемлюще

Edited at 2016-02-24 03:41 pm (UTC)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account